- Что такое эквалайзер и как им пользоваться
- Что такое полосы эквалайзера и для чего они нужны
- Что делает эквалайзер?
- Корректирующая эквализация: ослабление частот эквалайзером
- Шесть шагов к лучшему звуку
- Разновидности эквалайзеров
- Аналог и цифра
- Видео настройки эквалайзера для идеального звука
- Варианты настройки для разных видов устройств
- Оптимальная настройка эквалайзера в машине для лучшего звука
- Настройка эквалайзера для беспроводных наушников
- Как правильно настроить эквалайзер на телефоне (Android и iOS)
- Настройка на телевизоре
- Настройка эквалайзера на компьютере и ноутбуке под Windows 7, 8 и 10
- Настройка в Windows
- Настройка в плеере AIMP
- Настройка драйвера Realtek HD Audio
- Описание TrueRTA.
- Что такое эквалайзер и зачем он нужен
- Формирующая эквализация: усиление частот эквалайзером
- Ручные настройки и пресеты для эквалайзера под разное звучание
- Объёмный звук
Что такое эквалайзер и как им пользоваться
Эквалайзер (реже — блок тонов, применимый к устройству) — это приложение или устройство для выборочной регулировки амплитуды сигнала на основе его частотных характеристик. Проще говоря, принцип работы эквалайзеров заключается в точном управлении частотами аудиосигнала путем усиления или ослабления в определенных диапазонах. Различают программы усиления, ослабления и комбинирования и плагины (к ним относятся все современные решения) для работы с частотными характеристиками аудиосигналов.
Аппаратные эквалайзеры в основном используются на этапе записи профессиональными студиями звукозаписи. Аппаратура придает звуку характер, выделяет голос певца или звучание того или иного инструмента в нужные моменты. Программные решения используются любителями и меломанами уже на этапе микширования треков и для придания композициям специфического звучания во время прослушивания музыки.
При правильной настройке программное обеспечение улучшит акустику в помещении для прослушивания. Самый простой пример использования эквалайзера: выберите модель, подходящую для стиля музыки, которую вы слушаете, и вручную отрегулируйте усиление (затухание) звука в определенных частотных диапазонах. Определенные интервалы, неспецифические частоты. Графический эквалайзер, например, регулирует не одну частоту (30, 125, 500 Гц), а диапазон около указанной частоты, например 30 ± 10 Гц. Для высоких частот (ВЧ) он расширяется до сотен или даже тысячи герц, в зависимости от количества диапазонов.
Здесь нужно больше полагаться на слух и интуицию. Поэкспериментировав, ползунки лучше не трогать, пресеты созданы профессионалами и у вас вряд ли получится лучший звук. Скорее всего, наоборот, естественность композиции будет потеряна, кроме тех случаев, когда вы вносите коррективы (путем опускания или подъема ползунка на пару позиций) на свой вкус и акустику.
Что такое полосы эквалайзера и для чего они нужны
Графическому эквалайзеру свойственны полосы — это вариант отображения деления слышимой человеческому уху частоты (16-20 Гц… 16-20 кГц) на интервалы. Каждая полоса соответствует определенному диапазону частот акустических колебаний: 30, 250, 500 и 1, 4, 8, 16 кГц. Частоты до 2,4 кГц привлекают больше внимания, потому что человеческое ухо более чувствительно к ним, менее восприимчиво к низким, высокие играют еще меньшую роль. С возрастом чувствительность органов слуха снижается и частотный диапазон в обе стороны сужается.
Учтите это при настройке. Для лучшего звучания сосредоточьтесь на низкочастотном звуке.
Точность и тонкость настройки звука зависят от количества полос (иногда графические эквалайзеры выполняются в виде «скручиваний») частотных диапазонов. Теоретически при умелом использовании 16-полосный эквалайзер дешевле 6-полосного, но первый сложно настроить. Выбор оптимальных значений для вашего слуха займет больше времени.
Что делает эквалайзер?
Эквалайзер увеличивает или уменьшает амплитуду (громкость) акустических колебаний в определенных частотных диапазонах. Усиление звука ниже 70 Гц насыщает звук, в диапазоне 175–250 Гц вызывает гул, уровень которого зависит от степени усиления.
На частотах 80-250 Гц играет человеческий голос, женский имеет повышенную частоту — 160-250 Гц, мужской — пониженную — 80-150 Гц. Учитывайте это, если вам нужно подчеркнуть голос певца или сделать речь разборчивой на всякий случай записи плохого качества или на дешевом устройстве воспроизведения. Для усиления звучания низких частот (до 300 Гц) также используется сабвуфер.
Корректирующая эквализация: ослабление частот эквалайзером
Корректирующая эквализация устраняет проблемы с сигналом, такие как пузыри, неприятный резонанс и коллизии частот. Чтобы внести коррективы, звукорежиссеры вырезают определенные диапазоны, что скрывает или полностью устраняет проблемы с сигналом. Лучше всего использовать ограничение частоты перед усилением других звуков — это минимизирует появление новых проблем при увеличении частот.
Чтобы понять, что нужно убрать из сигнала, послушайте партию инструмента и посмотрите, как она звучит. Определите на слух, чего в звуке слишком много — так вам будет проще решить, какие частоты обрабатывать (для большей точности при обработке следует руководствоваться таблицей частот музыкальных инструментов). Некоторые эквалайзеры, такие как встроенный iZotope Neutron, имеют анализатор, который автоматически указывает спектр, предлагая частоты для обработки, — функция, которая будет большим подспорьем для начинающих звукорежиссеров, которые просто учатся использовать эквалайзер.
При работе с эквалайзером доверяйте своим ушам, поскольку проблемы со слухом в миксе легче, чем определение частотных диапазонов, вызывающих эти проблемы.
Если вы слышите мутные средние частоты или шипящий вокал, вы можете найти частотный диапазон, который нужно обрезать, выполнив мощное усиление, максимально сузив амплитуду кривой эквалайзера с помощью ручки Q и начав перемещать точку по спектру. Такой гипертрофический буст упростит поиск проблемных частот — необходимо скорректировать сигнал там, где выявленный ранее недостаток микширования / сигнала особенно выражен. Насколько ослабить сигнал — решать вам, поскольку все зависит от типа звука, который вы хотите добиться.
Частота изоляции в iZotope Neutron
Усиление лучше работает со статическими элементами микса, чем с динамическими. Одной точки обработки достаточно, чтобы устранить низкий гул большого барабана, который звучит почти без изменений. При работе с одним и тем же голосом, который может сильно различаться в разных частях песни, одной точки обработки будет недостаточно — потребуется более сложный подход. Будьте готовы к тому, что при перемещении точки усиления по спектру в сигнале будут присутствовать разные частотные диапазоны, которые необходимо скорректировать.
Чем активнее и разнообразнее сам сигнал, тем больше частотных корректировок необходимо для соответствия миксу.
При работе с сильным сигналом лучше всего настроить автоматизацию в плагине EQ или использовать динамический эквалайзер. Последний поможет настроить работу эквалайзера, чтобы он адаптировался к изменениям сигнала. Некоторые эквалайзеры (например, включенный в iZotope Nectar) оснащены функцией Follow EQ, которая учитывает изменения сигнала и адаптируется к ним.
Корректирующая коррекция подчеркивает частоты узкой или очень узкой кривой Q. Имейте в виду, что слишком сильное усиление сделает звук неестественным и неприятным.
Шесть шагов к лучшему звуку
А теперь ответим на вопрос: что именно можно (и нужно) исправить в домашней системе звуковоспроизведения?
1. На первое место я бы поставил ярко выраженные окружающие резонансы, которые прежде всего мешают прослушиванию, так как они никогда не воспринимаются как органическая часть звука, они существуют отдельно от него, и это постоянное «жужжание» звука в комнате на той же высоте звук быстро утомляет »слушателя. Вот как выглядит типичный резонанс помещения на графике АЧХ системы до и после его коррекции (верхний и нижний графики соответственно):
На частоте 45 Гц резонансная амплитуда помещения достигает 20 дБ! Вы можете устранить этот гул, устранив пик резонанса с помощью параметрического эквалайзера.
Параметрический эквалайзер регулирует уровень звука на заданной частоте, и можно определить ширину этой полосы частот (добротность), в отличие от более простого «графического» эквалайзера, который имеет фиксированную сетку частот и полосы регулировки. Популярный эквалайзер «третьей октавы», как следует из названия, имеет добротность 1/3 октавы, в то время как на низких частотах пики резонанса помещения обычно составляют от 1/10 до 1/12 октавы. Другими словами, эквалайзер третьей октавы не подойдет для обычных проблем.
Однако у параметрических эквалайзеров есть и недостаток: мы убираем из прямого звука ноту, на которой «возбуждается» комната. Но, в конце концов, мы все еще слышим эту ноту после того, как она отскакивает от стен, резонирует и восстанавливает свою первоначальную громкость. Из-за этой задержки считается, что лучше вообще не проводить электронную коррекцию помещения. Однако как еще убрать пиковый АЧХ, показанный выше на 45 Гц? Изготовить акустические поглотители такого размера нереально. Поэтому мы выбираем меньшее из двух зол. Стоит отметить, что алгоритм Триннова для подавления низкочастотных резонансов использует специальные методы, такие как подавление первичных отражений с помощью генерируемых импульсов, которые отправляются в противофазе к месту прослушивания, и управление амплитудой путем сдвига фазы одним динамиком в низкочастотном диапазоне. Диапазон частот.
2. На втором месте по нежелательному влиянию: отражения от соседних поверхностей, т.н. Эффект SBIR (реакция на граничные помехи динамика). В статье о построении постоянного тока я уже описывал этот эффект, который приводит к глубоким провалам и увеличению частотной характеристики системы. В отличие от комнатных резонансов, эффект SBIR имеет минимальную задержку, поэтому его можно скорректировать электронным способом без нежелательных звуковых эффектов. Для этого используются разные типы звуковых процессоров: они позволяют формировать частотную характеристику системы, в том числе параметрические фильтры, с одной оговоркой: звуковые пики, вызванные эффектом SBIR, легко контролируются, но с провалами ситуация иная. Можно «растянуть» частоту, если только каждый элемент системы (предусилитель, усилитель мощности, акустическая система) позволяет передавать эту наиболее усиленную часть сигнала без искажений. Для этого исправления в системе должен быть запас на кросс-док. Поэтому, как правило, не используется усиление более 6 дБ для коррекции «провалов» в частотной характеристике. А если «провал» ушел глубже -10 или -20 дБ, лучше вообще не исправлять, иначе это даст только негативный эффект.
3. Третьим элементом будет корректировка краев частотного диапазона. В этом случае мы меняем прямой сигнал, поэтому вы можете использовать любой алгоритм из имеющихся в системе. Относительно легко расширить низкочастотный диапазон системы (если есть запас по перегрузке), а вот в высокочастотном диапазоне лучше ничего не трогать: верхний предел определяется физическими параметрами системы динамики и попытка исправить это только увеличат искажения.
4. Далее необходимо исправить недочеты в АЧХ самой системы — обычно это связь кроссоверов в колонке и ее резонансов. Диапазон средних / высоких частот можно отрегулировать с помощью тех же параметрических эквалайзеров, но это нужно делать осторожно, чтобы не повредить звук — не более двух или трех фильтров на диапазон, и ни в коем случае фильтры не должны пересекаться в одном и том же диапазоне частота., потому что «перегиб» в фазе испортит звук. Для более точной коррекции лучше всего использовать процессоры, которые могут управлять частотной характеристикой без изменения фазы сигнала.
5. Пятый пункт — это коррекция тонального баланса с учетом влияния помещения. Здесь параметрические фильтры работать не будут, необходимо использовать процессор, позволяющий установить необходимый наклон АЧХ и частоту, с которой этот наклон начинается. Эта функция также присутствует в недорогих ресиверах и процессорах (так называемая «параметрическая регулировка тембра»), но для наивысшего качества я бы рекомендовал использовать специальные профессиональные звуковые аудиопроцессоры, которые имеют разные типы эквализации одновременно. На изображении ниже показана типичная форма целевой кривой (форма частотной характеристики в позиции прослушивания, к которой следует стремиться) в большинстве случаев. Усиление низких и высоких частот может варьироваться в зависимости от комнаты и ее акустической обработки. Некоторые модели динамиков позволяют настраивать спад / увеличение частотной характеристики в области средних / высоких частот с помощью специальных регуляторов или переключателей, их также следует использовать для корректировки тонального баланса.
6. Наконец, большинство процессоров коррекции помещения позволяют точно разделить спектр на так называемые полосы. «Активный кроссовер». Его можно использовать для создания соединения с несколькими усилителями, в котором пассивные фильтры удаляются из динамика, а сигнал, разделенный на полосы частот, отправляется на отдельные усилители, по одному для каждого динамика. Мы часто видим такую реализацию в профессиональном аудио — это то, что позволяет значительно улучшить качество звука динамиков и лучше адаптировать их к характеристикам помещения. Понятно, что этот метод требует увеличения количества каналов усиления.
Разновидности эквалайзеров
Эквалайзеры делятся на графические и параметрические. Реализуется аппаратно или программно. Оборудован ползунками для увеличения и уменьшения громкости в каждом частотном диапазоне. Положение регуляторов графически отображает частотную характеристику (АЧХ) устройства или приложения. В зависимости от сферы деятельности они представлены разным количеством групп: для меломанов 6-18, для профессиональных сфер — 25-31 группа на канал. Самые низкие и самые высокие частоты представлены потолочными фильтрами.
частотный график
Параметрический эквалайзер дает вам еще больше функций. Настройте три параметра: рабочую частоту, коэффициент усиления или затухания, добротность независимо друг от друга. Диапазоны изменения параметров достигают 1000 раз (для добротности в некоторых профессиональных устройствах).
В цифровых устройствах обработка выполняется математическими методами, аналоговые вносят больше изменений в звук, но звук становится живым, реалистичным.
Аналог и цифра
Для стереосистем наличие аудиопроцессора — большая редкость. Корни этого явления лежат в главной догме аудиофилов — «кратчайший возможный путь», который подразумевает минимальный набор элементов в системе — только самое необходимое. Ведь не только регуляторы тембра, но и регулятор громкости часто убирают с пути! И при этом забывают, что такая аудиофильская дорожка (как, впрочем, и любая другая) требует для прослушивания специальной акустической комнаты. Для таких помещений существуют стандарты, которые нормируют время затухания звука до уровня -60 дБ (акустический параметр RT60). Однако для этого потребуются дополнительные вложения — свободное пространство, отдельная комната и т.д. Поэтому чаще всего акустическая обработка полностью отсутствует или сводится к минимуму: ковролин на полу, мягкая мебель, шторы, гораздо реже — диффузоры в зонах ранних отражений. В этом случае комнатная коррекция будет особенно полезна для поиска неисправностей, особенно в низкочастотном диапазоне.
Любители аналогового звука высочайшего класса могут попробовать найти студийные аналоговые параметрические фильтры на вторичном рынке или заказать устройство у мастеров — современного производства такой техники практически не осталось.
цифровую технику использовать намного проще, тем более что здесь выбор большой: от компьютера с программой, студийных процессоров — до специально разработанных устройств коррекции помещения (таких как DEQX, Trinnov, MiniDSP, DSPEAker и другие) на любой вкус и кошелек. Иногда такие процессоры имеют дополнительные функции, такие как сетевые плееры, встроенные кроссоверы и различные «усилители звука». И, наконец, современные AV-ресиверы и многоканальные аудиопроцессоры практически всегда оснащены алгоритмами коррекции помещения, из самых популярных: Dirac и Audyssey с ручной настройкой и параметрическими фильтрами. Более дорогие решения могут использовать алгоритмы Триннова и, например, в комплект для синтеза JBL сразу входят студийные процессоры BBS с оригинальным ПО. Кстати, цифровые аудиопроцессоры часто оснащаются аналоговыми входами.
Видео настройки эквалайзера для идеального звука
Предлагаем вам ознакомиться с настройкой эквалайзера на Android-смартфоне благодаря видео, но это всего лишь пример. Многое зависит от композиции, качества динамиков или наушников, настроек звука телефона, на котором проигрывается трек, особенностей восприятия и предпочтений меломана. Реалистичная доставка второго прибора и анализатора спектра. Из-за индивидуальной спектральной чувствительности человеческого слухового аппарата эквалайзер необходимо настраивать на слух.
Варианты настройки для разных видов устройств
Корректирующая эквализация уникальна для каждого аудиоустройства и человека. Вы можете копировать чужие настройки, но вы должны адаптировать их под себя.
Оптимальная настройка эквалайзера в машине для лучшего звука
С акустической точки зрения салон автомобиля — плохое место для прослушивания качественной музыки. И проблема не только в стоимости используемого оборудования.
- Салон полон препятствий для акустической волны в виде спинок сидений водителя.
- Автомобиль полон препятствий с разными коэффициентами поглощения и отражения акустических волн. Также степень поглощения и отражения для разных частот разная.
- Слушатель смещен из центра акустического пространства, расположенного в центре кабины.
- В автомобиль проникают посторонние звуки: шум двигателя, колес и механических частей автомобиля, что снижает акустический комфорт.
Звук, издаваемый динамиками внутри автомобиля, зависит от множества факторов, в том числе от материала сиденья и внутренней обивки, которая поглощает и частично отражает акустические волны. В результате басы заглушаются низкочастотными посторонними шумами, на ВЧ и НЧ появляются пиковые значения из-за колебаний твердых материалов в автомобиле (пластик, металл). С помощью эквалайзера необходимо «срезать» эти пики на ВЧ и НЧ, чтобы компенсировать недостаток средних частот — сделать слышимым широкий диапазон частот.
Регулировка на автомагнитолах различных производителей автомобилей (Kia, BMW, Renault) аналогична: выполняется «крутилкой» или кнопками вверх и вниз и заключается в устранении пиков и компенсации сокращений в нужных диапазонах. Меньшее количество полос упрощает и ускоряет настройку. Телефоны подключаются к автомобильным стереосистемам Android для воспроизведения музыки из их памяти. Как настроить эквалайзер на Android: пара разделов ниже.
Не ждите чуда от дешевого радио, часами пытаясь добиться кристально чистого звука. Такое решение не защитит от постороннего шума. Даже обычные радиостанции Pioneer в большинстве своем оснащены 5-полосным эквалайзером.
Настройка эквалайзера для беспроводных наушников
Настройка эквалайзера на беспроводных наушниках с интерфейсом Bluetooth заключается в построении диаграммы, отражающей частотную характеристику устройства. Его можно найти в технической документации, на официальном сайте производителя оборудования, на специализированном форуме.
Идеальным вариантом считается игра с ровной горизонтальной АЧХ, но этого трудно добиться. После размышлений доведите параметры до идеала, поочередно перетаскивая каждый ползунок вниз или вверх, пока звук не станет удовлетворительным. Параметры сохраняются в отдельном шаблоне, это умеет большинство приложений.
Довольно грубое, неидеальное отражение АЧХ с последующей ее коррекцией.
Из последующего АЧХ мы отмечаем передний край баса на низких частотах, понижение диаграммы в центре, завышение оценки на ВЧ и быстрое уменьшение, начиная с 10 кГц, все более и более значительное с увеличением частоты.
график частотной характеристики
Следующая схема будет близка к идеальной (на примере плеера AIMP): понизить басы, увеличить средние частоты, срезать пики на максимумах и большое увеличение амплитуды после 11 кГц.
эквалайзер плеера AIMP
Как правильно настроить эквалайзер на телефоне (Android и iOS)
На старых моделях смартфонов эквалайзер может быть недоступен. Можно найти в настройках звука или в музыкальном проигрывателе Google. Более продвинутые плееры оснащены собственными предустановленными инструментами для улучшения качества звука.
- Зайдите в настройки звука и посетите раздел «Эквалайзер» (иногда его можно найти в подразделе «Качество звука и эффекты»).
установка эквалайзера в телефоне - Выбирайте подходящую модель и доводите звук до совершенства с помощью ручных ползунков или «твистов».
управление эквалайзером
У большинства моделей есть дополнительные звуковые эффекты, отключите их и проверьте звук. В Play Market есть много программных эквалайзеров: EQ Music Player, Equalizer FULL, Equalizer FX, например, могут добавлять к звуку виртуальный объемный звук и сохранять профили с настройками.
IPhone с эквалайзером предлагает знакомые предустановки без ручного изменения значения ползунков. Проблема решается с помощью сторонних приложений, таких как Studio Music Player, Soundly.
Настройка на телевизоре
Регулировка звука на телевизоре не сильно отличается от регулировки эквалайзера на мобильном устройстве или ПК. Положение и функции эквалайзера могут различаться в зависимости от модели телевизора и прошивки. Он отсутствует на старых устройствах, но вместо этого предлагает аудио режимы, такие как: кино, музыка, спорт, голосовой фильтр и другие технологии обработки аудиосигнала. Процесс состоит из выбора готового шаблона и его ручного просмотра при необходимости. Последнее не всегда доступно.
Настройка эквалайзера на телевизоре
Для контроля низких частот настройте диапазон до 125 Гц, а с человеческим голосом — 150-250 Гц, чтобы речь была реалистичной, резкость — 620-1000 Гц, внятная речь выполняется в диапазоне — 1,2 .. 4 кГц, 5… 8 кГц — отвечает за настройку голоса, добавление громкости звуку. Эти частоты привносят различные эффекты в звучание музыкальных инструментов. Экспериментируйте и подбирайте.
Настройка эквалайзера на компьютере и ноутбуке под Windows 7, 8 и 10
Компьютеры и ноутбуки воспроизводят звук через различные динамики, динамики и наушники с четким звуком. Часто вам нужно настроить эквалайзер отдельно для встроенных динамиков, динамиков, акустики и наушников. Рекомендуется сохранить предустановку для каждого устройства.
Настройка в Windows
В Windows 10 есть встроенный эквалайзер, но он скрыт от начинающего пользователя. По этой причине люди прибегают к настройкам звука в драйверах звуковых карт, проигрывателях и устанавливают сторонние приложения.
- Откройте параметры звука (щелкните правой кнопкой мыши значок динамика на панели задач).
регулировка параметров звука - Вызовите свойства устройства воспроизведения звука.
свойства звуковоспроизводящего устройства - Внизу нажмите «Дополнительные свойства…».
дополнительные свойства устройства - Посетите вкладку «Улучшения» и включите эквалайзер.
вкладка улучшения - Выберите предустановку из раскрывающегося списка или нажмите кнопку с тремя точками, чтобы вручную изменить уровни усиления и среза в графическом эквалайзере.
выберите желаемую предустановку - Во втором случае перетащите ползунки и оцените звук; в результате активируется кнопка «Сохранить» для записи вашей модели в файл.
настраиваемый шаблон эквалайзера
Настройка в плеере AIMP
Давайте посмотрим на пример классического музыкального плеера AIMP v4.6.
- Разверните окно плеера и вызовите «Менеджер звуковых эффектов».
Менеджер звуковых эффектов в AIMP - Активируйте первую опцию и нажмите «Preset».
- Выберите шаблон и примените его.
предустановки эквалайзера - Вручную перетащите каждый из 18 ползунков, пока не получите приемлемый результат.
Шкала справа предназначена для изменения уровня усиления по всему спектру.
Готовый пресет сохраняется при нажатии на треугольник рядом с кнопкой «Presets». Здесь включена функция автоматического согласования звука с жанром воспроизводимой песни, но автоматизация периодически дает сбой.
Настройка драйвера Realtek HD Audio
Большинство компьютеров поставляются с аудиоадаптером Realtek HD. Его драйвер оснащен аудиоконтроллером. Если нет, скачайте и установите последнюю версию драйвера с официального сайта компании.
- Щелкните правой кнопкой мыши значок диспетчера Realtek HD Audio на панели задач и выберите «Диспетчер звука».
звуковой менеджер - Перейдите на вкладку «Звуковые эффекты».
- Выберите модель из раскрывающегося списка Эквалайзер. Самые популярные из них обозначены цветными значками под меню.
модели эквалайзера - Используйте значок слева, чтобы активировать графический эквалайзер.
включить графический эквалайзер
Появляется 10-полосный эквалайзер со знакомыми вертикальными ползунками.
- Получите желаемый эффект и сохраните конфигурацию под значащим именем.
сохранение конфигурации
Драйвер запоминает профили, подходящие для прослушивания музыки в местах общего пользования: гостиная, гостиная, каменные стены, войлочная комната. Менеджер поддерживает до 4-х шаблонов с настройками звука, переключаемыми кнопками A, B, C и D.
Функция подавления голоса слабая и не сильно влияет на звучание песни. Пригодится при прослушивании некачественных лекций и семинаров. Найдите расширенное подавление речи в AIMP на вкладке «Звуковые эффекты».
Помните, что эффекты эквалайзеров (встроенных в Windows, Realtek и плеер) перекрываются. Лучше отключить два из них. В данном случае это 18-полосный эквалайзер AIMP.
Описание TrueRTA.
Анализатор звукового спектра TrueRTA, работающий в режиме реального времени, отлично подходит для настройки АЧХ акустических систем в различных комнатах и холлах. Программное обеспечение включает в себя ряд инструментов, таких как анализатор реального времени, двойной осциллограф, генератор сигналов, цифровой измеритель уровня и пик-фактор или пик-фактор. Интерфейс приложения предельно прост и удобен, все настройки могут быть распределены в виде панелей в основном рабочем окне.
Программа предлагает возможность самостоятельно настраивать масштабы, параметры и диапазоны измерений звука, выполняет обработку и усреднение входных данных, а также имеет функцию фиксации пиков. Сигнал на экране осциллографа можно в любой момент прервать и прокрутить в разные стороны. Он также предлагает пять различных цветовых схем для графической области окна.
Измерения, полученные с помощью TrueRTA, позволяют детально и «на лету» оценить акустику, определить нелинейные искажения и проверить правильность расчетов кроссовера. Максимальное разрешение достигает полосы в 1/24 октавы. Программа позволяет определять не только спектральный состав гармоник, но и рассчитывать коэффициент гармонических искажений для каждой из них. Расчет уровня гармоник в приложении необходимо производить вручную.
Кроме того, TrueRTA может генерировать аудиосигналы любой частоты (в диапазоне от 1 до 22000 Гц) и амплитуды. Приложение позволяет проводить измерения с использованием белого шума, розового шума (стандарт для акустических измерений) или синусоидальной волны. Результаты измерений можно распечатать или сохранить в ячейках памяти, а затем сравнить друг с другом. В последних версиях программного обеспечения есть возможность определять импульсную характеристику аудиосигналов.
Что такое эквалайзер и зачем он нужен
Эквализация — один из самых простых инструментов в арсенале звукорежиссера и продюсера. Благодаря своей простоте эквалайзеры в том или ином виде встречаются практически в любом звуковом оборудовании.
Основная функция эквалайзера — управлять частотами аудиосигнала, повышая или ослабляя их (обрезка). Эквалайзеры, которые усиливают частоты, называются аддиктивным эквалайзером, а те, которые ослабляют, называются субтрактивным эквалайзером. Несмотря на разделение, 95% современных плагинов представляют собой комбинированные устройства, которые могут как повышать, так и понижать частоты.
Несмотря на простоту использования — выбор частоты и поворот ручки в сторону для увеличения или уменьшения — работа с эквалайзером требует опыта в определении проблемных частот и диапазонов и понимания того, как именно эту частоту нужно изменить.
Для работы с частотами каждый эквалайзер предлагает три основных элемента управления:
- Freq (Frequency) — частота, которую вы меняете;
- Усиление: определяет, насколько вы хотите увеличить или уменьшить выбранную частоту;
- Q (Качество) — форма кривой эквалайзера. Он может быть широким или узким и определяет, как именно применяется эквализация. Чем шире кривая, тем больше соседних частот будет затронуто обработкой.
По своему типу эквалайзеры можно разделить на два типа:
- Параметрические (параграф) эквалайзеры позволяют независимо управлять тремя основными параметрами эквалайзера (частота, усиление, добротность). Если один из параметров эквалайзера предопределен, это устройство называется полупараметрическим эквалайзером (например, некоторые модели PuigTec или API позволяют усиливать или изменять строго определенные частоты);
- Графические эквалайзеры позволяют независимо управлять несколькими полосами и частотами, независимо изменяя их параметры и графически отображая все изменения.
Слушателю не обязательно слышать полный частотный диапазон каждого инструмента в миксе — в этом просто нет необходимости, так как содержание любого сигнала в контексте трека можно условно разбить на полезную и бесполезную информацию. Ненужная информация забивает микс, заставляет инструменты бороться за частотный спектр и просто портит звук. Когда звукорежиссер микширует песню, его работа — подружиться со всеми участниками микса. Для этого он должен оставить в сигнале каждого инструмента только полезную часть и вырезать все ненужные части.
Эквалайзер FabFilter Pro-Q 2. Управляется ручками FREQ, GAIN и Q в нижней части интерфейса
Главный принцип при работе с эквалайзером звучит так:
Работа с эквалайзером строго в контексте микса.
Знание этого поможет вам понять, как именно эквалайзер влияет на звучание инструментов и общую картину микса. Это не значит, что вы не можете заглушить все треки в проекте, чтобы уравновесить одну и ту же гитару — это нормальная практика. Однако любые изменения, внесенные эквалайзером, следует проверять в контексте того, как именно меняется звучание всей песни.
Формирующая эквализация: усиление частот эквалайзером
После того, как звуковой сигнал был исправлен, необходимо увидеть, чего не хватает в звучании инструментов и в общем частотном изображении микса. Моделирование эквализации, направленное на усиление частот в сигнале, поможет решить проблему нехватки определенных частот. При повышении частот вам нужно полагаться на плавные, но чистые и плавные кривые, которые будут усиливать и улучшать весь частотный диапазон.
Сложность с повышением во многом связана с тем, что нет единого рецепта или универсальных советов, как повышать частоты. Чрезмерное усиление бочки приведет к тому, что бочка будет гудеть и гудеть, в то время как при более низком подъеме бочка будет звучать как трусливо протекающий ботинок, протискивающийся через лужи позади микса. Усиление частот в области низких и средних частот (150-350 Гц) сделает сигнал теплее и насыщеннее, но только если усиление будет именно тем, что необходимо — избыточное усиление формирует неприятную мутность и размытость сигнала.
Сбалансированное сочетание тона
Если вы сомневаетесь в правильности принятых решений и не уверены, что внесенные изменения улучшат звук, используйте анализаторы, такие как модуль Tonal Balance Control, включенный в плагины iZotope. Поместив модуль тонального баланса на главный канал, вы увидите частотную карту микса, которую можно сравнить в реальном времени с эталонной дорожкой. Таким образом вы увидите, чего не хватает в миксе по сравнению с высококачественной коммерческой записью, а также поймете, какие изменения необходимо внести.
iZotope Neutron / Nectar покажет, какие инструменты и сигналы требуют модификации, если вы перемещаете мышь в интерфейсе, удерживая клавишу Alt / Opt. Кроме того, плагины компании имеют встроенный интеллектуальный помощник по отслеживанию дорожек, который анализирует сигнал и предлагает предустановки, улучшающие звучание микса. Алгоритм далек от идеала и доверять его выбору не стоит. Однако в качестве отправной точки в начале микса его советы и приемы весьма полезны.
Ручные настройки и пресеты для эквалайзера под разное звучание
И драйверы звуковой карты, и плееры хранят готовые пресеты, адаптированные для прослушивания музыки определенных жанров. Их рекомендуется использовать, предварительно адаптировав (разная спектральная чувствительность органов слуха, воспроизводящих устройств, предпочтения меломанов и т.д.). Выше описано, как работать с шаблонами, редактировать самостоятельно и сохранять.
Чтобы усилить басы, вы можете вручную повысить частоты до 250 Гц или выбрать соответствующую настройку «Full Bass» или «Bass» в драйвере AIMP и Realtek HD. В других плеерах предмет имеет похожее название. Также попробуйте все минимумы и максимумы».
настройка усиления низких частот
Объёмный звук
Realtek HD Manager предоставляет параметр виртуального объемного звука на вкладке «Конфигурация динамика».
виртуальный объемный звук
Аналогичный вариант встроен в Windows — Windows Sonic. Для активации откройте контекстное меню значка динамика в системном трее, наведите курсор на пункт «Пространственный звук (Отключить)» и выберите «Windows Sonic для наушников». При поддержке акустики в списке появится опция «Dolby Atmos для наушников»
включить пространственный звук
Альтернативный способ решения проблемы.
- Откройте параметры звука.
параметры звука - Щелкните «Свойства устройства» после выбора устройства воспроизведения.
свойства устройства - Укажите формат объемного звука и закройте окно.
выберите формат объемного звука
Иногда необходимо перезапустить плеер или перезапустить игру, чтобы активировать настройки.