Самодельные кроссоверы для акустики: для чего предназначены

Содержание
  1. Что такое кроссовер и с чем его едят
  2. Виды кроссоверов
  3. Пассивный кроссовер, его плюсы и минусы
  4. Активный кроссовер, его плюсы и минусы
  5. Кроссовер однополосный
  6. Кроссовер двухполосный
  7. Кроссовер трехполосный
  8. Акустические фильтры частот своими руками
  9. Кроссовер акустический — последовательные шаги изготовления
  10. Катушки индуктивности для фильтров аудио колонок
  11. Изготовление печатной платы под аудио кроссовер
  12. Активный кроссовер устройство и применение.
  13. Назначение кроссовера.
  14. Устройство прибора.
  15. Двухполосные системы усиления.
  16. Трёхполосные системы усиления.
  17. Подключение кроссовера.
  18. Кроссовер акустический для колонок своими руками: схемы
  19. Кроссовер акустический — схемы для аудио колонок и сабвуфера своими руками
  20. Зачем нужен кроссовер акустический в звуковой системе
  21. Подключение кроссовера к колонке
  22. Какие бывают типы кроссоверов
  23. Акустические фильтры частот своими руками
  24. Кроссовер акустический — последовательные шаги изготовления
  25. Катушки индуктивности для фильтров аудио колонок
  26. Изготовление печатной платы под аудио кроссовер
  27. Самодельные кроссоверы
  28. Инструменты
  29. Пошаговая инструкция
  30. Схема кроссовера
  31. Катушка индуктивности
  32. Делаем печатную плату
  33. Сборка
  34. Соединяем акустические провода
  35. Кроссовер акустический — схемы для аудио колонок и сабвуфера своими руками
  36. Зачем нужен кроссовер акустический в звуковой системе
  37. Подключение кроссовера к колонке
  38. Какие бывают типы кроссоверов
  39. Выбор
  40. Новые кроссоверы для Radiotehnika S-400M

Что такое кроссовер и с чем его едят

Схемы кроссовера для акустики

Схемы кроссовера для акустики

Для начала разберемся, зачем нам кроссовер?
Это специальное устройство, предназначенное для разделения звуковых частот. Кроссоверы удаляют ненужные частоты, фильтруют их.

Как подключить кроссовер к акустике

Как подключить кроссовер к акустике

Например, есть такие динамики (см. Как самому выбрать динамики для автомагнитолы), как пищалки. Если бы кроссоверов не было, все частоты, их полный пакет вместе с НЧ и СЧ передавались на твитеры. Понятно, что это в конечном итоге негативно отразится на деталях музыки.
ВЧ-динамики, являющиеся высокочастотными динамиками, не могут воспроизводить низкие и средние звуки, и наличие необычных частот в этом случае станет опасной проблемой.

Виды кроссоверов

Кроссоверы обычно делятся на активные и пассивные, а также однополосные, двухполосные и т.д.

Пассивный кроссовер, его плюсы и минусы

Нравится:

  • Пассивный кроссовер фильтрует сигнал с помощью конденсаторов, резисторов и катушек. В результате выявляется первый недостаток таких кроссоверов — потеря мощности.

Кроссовер динамика

Кроссовер динамика

  • Пассивные кроссоверы подключаются прямо перед динамиками. Получается, что достаточно использовать только один усилитель (см. Как подключить усилитель и сабвуфер к автомобильной стереосистеме — ваш мастер), что является несомненным плюсом пассивных кроссоверов.

Акустический кроссовер

Акустический кроссовер

  • Пассивные кроссоверы продаются как отдельные блоки или в комплекте с динамиками, обычно двухполосными или более.
  • Среди недостатков пассивных кроссоверов можно выделить ограниченную пиковую нагрузку, которая приводит к быстрому выходу из строя.

Пассивный цифровой кроссовер

Пассивный цифровой кроссовер

Активный кроссовер, его плюсы и минусы

Нравится:

  • Перед усилителем используется активный кроссовер. Поэтому использование усилителя в этом случае просто невозможно.
    В случае активного кроссовера каждая колонка, будь то зуммер или низкочастотный динамик, использует отдельный канал усилителя.

Активный кроссовер

Активный кроссовер

  • Преимущество активного кроссовера состоит в том, что, в отличие от пассивного кроссовера, он позволяет точно регулировать срезы. Именно этот фактор во многом определяет стоимость такого кроссовера, который дороже своего оппонента.

Кроссовер однополосный

  • Предназначен для обрезки канала сабвуфера (см. Как подключить сабвуфер к автомобильной стереосистеме: уроки для любителей).

Кроссовер двухполосный

  • Разработан для двухполосной акустики, состоящей из твитера и мидбаса.

Кроссовер трехполосный

  • Разработан для трехполосной акустики, состоящей из высокочастотных, среднечастотных и среднечастотных динамиков.

Акустические фильтры частот своими руками

Иногда случается, что хозяин машины не доволен штатной акустикой и решает заменить ее на более свежую. Но когда устанавливаешь его в машину, оказывается, что у этой дорогой аудиосистемы нет кроссовера. В этом случае, конечно, не удастся получить качественный звуковой образ. Почему бы и нет, но ведь без частотных фильтров твитеры просто выйдут из строя, а без них больше не будут звучать.

Решить такую ​​проблему и тем самым выйти из этой неприятной ситуации можно всего двумя способами: купить кроссоверы отдельно в магазине или сделать их самостоятельно. Кстати, ничего сложного в этом нет, просто нужно внимательно прочитать инструкцию по изготовлению таких устройств. Если вы выберете вариант создания собственных частотных фильтров для динамиков, для этого потребуются соответствующие материалы и инструменты.

Какие нужны материалы и инструменты:

  • Мощный нормальный паяльник
  • Измеритель индуктивности катушки
  • Краска для пропитки рулонов
  • Хлорид железа для гравировальных досок
  • Ламинат из стекловолокна на основе фольги
  • Термоусадочные трубки
  • Силиконовый герметик

Кроссовер акустический — последовательные шаги изготовления

Перед тем, как приступить к работе по установке частотного фильтра, желательно ознакомиться с техническими параметрами приобретенных динамиков. Одним из наиболее важных критериев является частотный диапазон твитеров, обычно от 2 до 30 кГц. Далее необходимо выяснить чувствительность низкочастотных и высокочастотных излучателей. Именно исходя из этих характеристик и следует выбирать звуковую схему с кроссоверной связью.

Примечание. Как советуют профессионалы, кроссоверы второго порядка лучше устанавливать в автомобиль. Конструктивно они собраны с использованием конденсатора и катушки для твитера и такого же набора для вуфера. Эта схема имеет более высокую чувствительность.

Катушки индуктивности для фильтров аудио колонок

Если вы собираетесь делать фильтрующие катушки для низкочастотных громкоговорителей, лучше выполнять обмотку эмалированным медным проводом диаметром 1 мм. Намотать катушки нужно обычным способом, поворот к витку и в несколько рядов, когда намотка закончена, чтобы витки не сползли, их нужно закрепить клеем.

Затем, после намотки, обязательно проверьте результирующую индуктивность детали с помощью измерителя RLC или цифрового мультиметра, оснащенного функцией измерения индуктивности. После этого, когда все катушки будут готовы, их нужно поместить в небольшую емкость с краской (можно использовать любую, даже конструкцию). Далее слейте краску и просушите.

Полезная рекомендация. При формовании предпочтительно использовать ферритовые сердечники. На ферритовом сердечнике общее сопротивление катушки значительно снижено, а сама конструкция довольно компактна. Кроме того, уменьшается количество витков, поэтому потребление медного провода меньше.

Изготовление печатной платы под аудио кроссовер

Сама монтажная плата акустического фильтра очень проста, так как на ней будут устанавливаться крупные детали, следовательно, токопроводящие дорожки будут широкими. Сначала на бумаге рисуется схема с разметкой точек крепления деталей, соответствующих их размерам, то есть катушек, конденсаторов и резисторов, а также контактных площадок для разъемов.

После того, как схема была начерчена на бумаге, ее необходимо прикрепить к заранее подготовленному листу стеклопластика на основе медной фольги и шилом через бумагу разметить на фольге точки установки компонентов. То есть в этих местах нужно будет просверлить отверстия.

После того, как вы закончите сверление, вам нужно будет определить, каким методом вы будете создавать дорожки и контактные площадки на доске.
Если вы выберете метод травления, вам нужно будет закрасить токопроводящие проводники и контактные площадки, чтобы припаять выводы деталей краской, дать краске высохнуть, а затем протравить в растворе хлорида железа.

Есть еще один вариант изготовления платы: наметить карандашом на фольге все необходимые точки пайки деталей и между ними остроконечным предметом прорезать линии по фольге вплоть до самой печатной платы, чтобы площадки контакта не попадали коснитесь Другой. Ну, а третий вариант, так сказать «колхозный» способ — показан на видео ниже. В общем как хотите и в силу своих навыков и способностей.

Самодельный фильтр для акустики

Примечание. Все компоненты, установленные на плате, должны быть надежно закреплены на хороший клей и, кроме того, стянуты нейлоновыми стяжками. Эта тщательная фиксация связана с необходимостью установки кроссовера внутри аудиоколонки, а не снаружи. А если детали будут неплотно прикреплены к плате, они просто оторвутся от динамических ударов внутри корпуса. Может не сразу, но точно порвет.

Активный кроссовер устройство и применение.

Назначение кроссовера.

Цель активного кроссовера — разделить выходной сигнал микшера на несколько определенных частотных диапазонов и отправить их каждую на соответствующие динамики. Любая многополосная акустическая система имеет пассивные кроссоверы в виде катушек индуктивности или резисторов.

Активные кроссоверы — это внешние устройства. Слово «активный» означает, что кроссовер питается от сетевого напряжения. Именно с помощью активных кроссоверов достигаются гораздо лучшие результаты, чем при использовании широкополосных систем.

Устройство прибора.

Передняя панель стерео устройства состоит из:

  • регулятор входного сигнала на каждом канале;
  • один или несколько регуляторов частотной части сигнала на каждом канале;
  • регуляторы выходного усиления для каждой полосы частот на каждом канале;
  • регулятор времени задержки низкочастотного сигнала;
  • кроме того, некоторые модели кроссоверов имеют полезные опции, такие как световые индикаторы, кнопки отключения звука на каждой полосе частот и регулируемый ограничитель.

Задняя панель кроссовера содержит

  • 2 входа XLR;
  • выходы XLR: их количество зависит от модели устройства;
  • кнопка выбора режима моно или стерео;
  • полезные функции, такие как кнопки изменения фазы, кнопки суммирования от низкого до моно и кнопки для умножения выбранной частоты на 10.

О последней функции стоит поговорить отдельно. При нажатии этой кнопки установленная частота кроссовера увеличивается в 10 раз. Другими словами, если вы установите частоту кроссовера на 800 Гц, то после нажатия кнопки у вас будет установлено значение 8000 Гц. Случайно нажав эту кнопку, вы зададитесь вопросом: а куда ушли средние частоты на сателлитах и ​​почему динамики скрип такой сильный неприятный? Я столкнулся с такими проблемами. Поэтому я установил кроссовер в стойку, чтобы нельзя было случайно нажать эти кнопки .

Обычно аналоговые стереофонические кроссоверы бывают двух- или трехполосными.

Двухполосные системы усиления.

В двухполосных системах выходной сигнал микшера разделен кроссовером на две полосы частот: низкие частоты и средние и высокие частоты. Каждая полоса частот передается на отдельный усилитель, а от каждого усилителя — на свой тип динамика. Таким образом, компоненты двусторонней аудиосистемы (в порядке прохождения сигнала) следующие:

  • смеситель;
  • перекресток;
  • усилитель для сабвуфера и усилитель для сателлитов;
  • сабвуфер и сателлиты.

Рекомендуемая частота кроссовера при использовании сабвуфера составляет 200 Гц, а при использовании обычного сабвуфера — 800 Гц.

Трёхполосные системы усиления.

Из названия следует, что сигнал в этом случае делится на три полосы. Обычно низкий (кроссовер 800 Гц), средний (2,5 кГц) и высокий. В этом случае сигнал с микшера, пройдя через кроссовер, поступает на три усилителя: на сабвуфер, на среднечастотный динамик и на высокочастотные динамики — на высокочастотные динамики.

Как в двухполосной, так и в трехполосной аудиосистеме, уровень выходного сигнала для каждой полосы можно контролировать с помощью регуляторов уровня выходного сигнала кроссовера и регуляторов громкости усилителя. Эта регулировка позволяет добиться оптимального баланса громкости в каждом частотном диапазоне.

Подключение кроссовера.

Как уже отмечалось, активный кроссовер подключен к выходам микшера. И каждый из выходов кроссовера подключен к соответствующему усилителю.

Есть возможность установить внешний эквалайзер между микшером и кроссовером. В этом случае мы получим независимую регулировку частоты для каждого типа динамика. То есть подавление или увеличение низкой частоты на эквалайзере никак не повлияет на звук из высокочастотного усилителя. Наоборот.

Итак, мы разобрали, что такое активный кроссовер и как его нужно и можно применять. Удачи!

Кроссовер акустический для колонок своими руками: схемы

Акустический кроссовер для аудиоколонок и автомобильных сабвуферов можно сделать своими руками. Зачем акустике такие устройства, как кроссовер? И необходимо разделить частоты динамических излучателей, установленных в акустической системе.

Кроссовер акустический — схемы для аудио колонок и сабвуфера своими руками

Сделать своими руками самодельный акустический кроссовер, который используется в домашних колонках или сабвуферах, несложно. Конечно, для этого нужно иметь хоть какие-то навыки и прямые руки.

Зачем нужен кроссовер акустический в звуковой системе

Это электронное устройство собрано по типу фильтров и играет важную роль в акустике. И он предназначен для разделения сигнала, исходящего от источника, на несколько диапазонов рабочих частот с помощью используемых динамиков. Кроссовер в основном выполняет работу фильтра, отфильтровывая ненужные частоты, тем самым отфильтровывая весь аудиотракт.

Подключение кроссовера к колонке

Простым примером являются твитеры, называемые биперами.

Так что, если бы в аудиоколонках не было никаких акустических кроссоверов, твитеры просто задушили бы весь спектр средних частот и особенно басы, которые проносились по ним.

понятно, что в данном случае о каком-то детальном воспроизведении звука говорить не приходится. Высокочастотные динамические преобразователи не могут воспроизводить частоты, отличные от высоких частот.

Какие бывают типы кроссоверов

Аудиокроссоверы — это специальные электронные устройства, входящие в состав акустических систем; они бывают активными и пассивными, двумя и тремя способами.

Положительные и отрицательные стороны пассивного частотного фильтра

Пассивный частотный фильтр фильтрует аудиосигналы с помощью встроенных резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности динамика. В конечном итоге эти электронные компоненты расходуют много полезной энергии на динамики. Это слабое место пассивных акустических кроссоверов.

Установка и подключение структуры частотного фильтра в динамиках обычно выполняется в точке, ближайшей к динамику. Из этого следует, что при данной опции достаточно только одного усилителя мощности для получения качественного звука. Такая схема использования пассивного фильтра говорит о его положительной стороне в акустике.

В продаже акустические фильтры представлены в виде отдельных модулей и интегрированной акустики, рассчитанной в первую очередь на две или три полосы пропускания.

К недостаткам таких пассивных электронных устройств можно отнести их неспособность выдерживать максимальную длительную нагрузку.

В случае длительного использования пассивного кроссовера в режиме пиковых нагрузок это чревато его выходом из строя.

Активный акустический кроссовер, его плюсы и минусы

Во входной цепи усилителя мощности, то есть на его входе, установлен аудиокроссовер активного типа.

По этой причине использование только одного усилителя, например, в цепи с пассивным фильтром, просто не сработает.

Использование активного фильтрующего устройства в аудиосистеме означает предоставление каждому динамику отдельного тракта усиления сигнала, независимо от используемой частоты.

Активный кроссовер, в отличие от пассивного, имеет возможность правильно выбирать и точно настраивать частоту среза. В частности, именно эта функция в устройстве считается наиболее ценной с точки зрения создания качественного звука.

Усилитель мощности STABO

Акустические фильтры частот своими руками

Иногда случается, что хозяин машины не доволен штатной акустикой и решает заменить ее на более свежую.

Но когда устанавливаешь его в машину, оказывается, что у этой дорогой аудиосистемы нет кроссовера. В этом случае, конечно, не удастся получить качественный звуковой образ.

Почему бы и нет, но ведь без частотных фильтров твитеры просто выйдут из строя, а без них больше не будут звучать.

Решить такую ​​проблему и тем самым выйти из этой неприятной ситуации можно всего двумя способами: купить кроссоверы отдельно в магазине или сделать их самостоятельно.

Кстати, ничего сложного в этом нет, просто нужно внимательно прочитать инструкцию по изготовлению таких устройств.

Если вы выберете вариант создания собственных частотных фильтров для динамиков, для этого потребуются соответствующие материалы и инструменты.

Какие нужны материалы и инструменты:

  • Мощный нормальный паяльник
  • Измеритель индуктивности катушки
  • Краска для пропитки рулонов
  • Хлорид железа для гравировальных досок
  • Ламинат из стекловолокна на основе фольги
  • Термоусадочные трубки
  • Силиконовый герметик

Кроссовер акустический — последовательные шаги изготовления

Перед тем, как приступить к работе по установке частотного фильтра, желательно ознакомиться с техническими параметрами приобретенных динамиков.

Одним из наиболее важных критериев является частотный диапазон твитеров, обычно от 2 до 30 кГц. Далее необходимо выяснить чувствительность низкочастотных и высокочастотных излучателей.

именно исходя из этих характеристик и следует выбирать звуковую схему с кроссоверной связью.

Примечание. Как советуют профессионалы, кроссоверы второго порядка лучше устанавливать в автомобиль. Конструктивно они собраны с использованием конденсатора и катушки для твитера и такого же набора для вуфера. Эта схема имеет более высокую чувствительность.

Катушки индуктивности для фильтров аудио колонок

Если вы собираетесь делать фильтрующие катушки для низкочастотных громкоговорителей, лучше выполнять обмотку эмалированным медным проводом диаметром 1 мм. Намотать катушки нужно обычным способом, поворот к витку и в несколько рядов, когда намотка закончена, чтобы витки не сползли, их нужно закрепить клеем.

Затем, после намотки, обязательно проверьте результирующую индуктивность детали с помощью измерителя RLC или цифрового мультиметра, оснащенного функцией измерения индуктивности. После этого, когда все катушки будут готовы, их нужно поместить в небольшую емкость с краской (можно использовать любую, даже конструкцию). Далее слейте краску и просушите.

Полезная рекомендация. При формовании предпочтительно использовать ферритовые сердечники. На ферритовом сердечнике общее сопротивление катушки значительно снижено, а сама конструкция довольно компактна. Кроме того, уменьшается количество витков, поэтому потребление медного провода меньше.

Изготовление печатной платы под аудио кроссовер

Сама монтажная плата акустического фильтра очень проста, так как на ней будут устанавливаться крупные детали, следовательно, токопроводящие дорожки будут широкими. Сначала на бумаге рисуется схема с разметкой точек крепления деталей, соответствующих их размерам, то есть катушек, конденсаторов и резисторов, а также контактных площадок для разъемов.

Усилитель мощности — УМЗЧ Шторм 900W

После того, как схема была начерчена на бумаге, ее необходимо прикрепить к заранее подготовленному листу стеклопластика на основе медной фольги и шилом через бумагу разметить на фольге точки установки компонентов. То есть в этих местах нужно будет просверлить отверстия.

После того, как вы закончите сверление, вам нужно будет определить, каким методом вы будете создавать дорожки и контактные площадки на доске.
Если вы выберете метод травления, вам нужно будет закрасить токопроводящие проводники и контактные площадки, чтобы припаять выводы деталей краской, дать краске высохнуть, а затем протравить в растворе хлорида железа.

Есть еще один вариант изготовления платы: наметить карандашом на фольге все необходимые точки пайки деталей и между ними остроконечным предметом прорезать линии по фольге вплоть до самой печатной платы, чтобы площадки контакта не попадали коснитесь Другой. Ну, а третий вариант, так сказать «колхозный» способ — показан на видео ниже. В общем как хотите и в силу своих навыков и способностей.

Самодельный фильтр для акустики

Примечание. Все компоненты, установленные на плате, должны быть надежно закреплены на хороший клей и, кроме того, стянуты нейлоновыми стяжками.

Эта тщательная фиксация связана с необходимостью установки кроссовера внутри аудиоколонки, а не снаружи.

А если детали будут неплотно прикреплены к плате, они просто оторвутся от динамических ударов внутри корпуса. Может не сразу, но точно порвет.

Самодельные кроссоверы

Бывает, что став обладателем дорогой автомобильной акустики, хозяин обнаруживает, что кроссоверов в комплекте нет. Понятно, что без него не обойтись, так как пищалки могут просто перегореть.
Что делать? Ответ до смешного прост: сделайте их сами.

Инструменты

Для начала вооружимся необходимыми инструментами:

  • Хороший и доступный по цене паяльник.
  • Специальное устройство, измеряющее индуктивность.
  • Вставим «Момент».
  • Хлорид железа.
  • Фольгированный стеклопластик.
  • Термоусадочная трубка.
  • Силиконовый герметик.

Пошаговая инструкция

Приступим к производственному процессу.

Схема кроссовера

Нравится:

  • В первую очередь необходимо внимательно изучить технические характеристики покупаемых колонок. Особое внимание рекомендуется обратить на низкие частоты твитеров, а также на уровень характерной чувствительности басов и твитеров.
  • Затем необходимо правильно выбрать электрическую схему, подразумевающую подключение кроссовера.

Схема кроссовера

Схема кроссовера

Примечание. По мнению специалистов, желательно отдавать предпочтение фильтрам 2-го порядка, так как в тесноте кабины происходит резкое увеличение АЧХ на средне-высоких частотах.

  • Следует помнить, что твитеры, подключенные через фильтр первого порядка, сильно усиливают шипение, а вуферы переоценивают яркие звуки. В результате сложения получится каша, в которой будет много яркого и свистящего звука.

Примечание. Кроме того, чем шире салон автомобиля, тем меньше можно будет свести к минимуму эти недостатки.

Катушка индуктивности

Индукторы в кроссовере

Индукторы в кроссовере

Нравится:

  • Намотываем индукторы для динамиков. Учтите, что при этом для НЧ-динамика лучше использовать медный провод диаметром 1 мм, заизолированный специальной краской.

Совет. При изготовлении катушек рекомендуется использовать ферритовые сердечники. Это позволит уменьшить габариты и вес, а также снизить расход дорогостоящего медного провода. Кроме того, также можно будет снизить активное сопротивление катушки.

  • Рекомендуется контролировать результирующую индуктивность с помощью одного измерительного прибора.

Совет. Обматывая нить, очень желательно перевернуть ее, а затем закрепить клеем. Это позволит избежать проблем, с которыми часто сталкиваются новички.

Делаем печатную плату

Нравится:

  • пришло время нарисовать классную доску на бумаге. Делать это нужно исходя из размеров полученных катушек и резисторов.
  • Рисуем доску и переносим на лист специального материала.

Примечание. В качестве такого материала неплохо было бы выбрать стекловолокно с пленочным покрытием.

  • Непосредственно сверлим отверстия под электроды будущих деталей и проводов. Убедитесь, что вы выгравировали доску. Делать это нужно следующим образом: поместите панно-полуфабрикат в раствор хлорного железа.

Сборка

  • Собираем доски нашего будущего кроссовера по схеме установки.

Кроссовер, собранный по стандартной схеме

Кроссовер, собранный по стандартной схеме

Примечание. Аккуратно приклеиваем к плате катушки индуктивности и конденсаторы. Рекомендуется использовать хороший клей, например Moment. Хорошая фиксация позволит самодельному сепаратору долгое время безупречно работать в условиях вибрации и тряски.

Соединяем акустические провода

Нравится:

  • Подключаем акустические кабели при помощи обычного паяльника. В работе нужно быть предельно осторожным, чтобы не перепутать выходы на вуфер и твитер. Обратите внимание на полярность.
  • Клей здесь тоже пригодится. Необходимо залить пропаянные провода «Момент», что опять же защитит от вибраций и возможных переломов.

Кроссовер акустический — схемы для аудио колонок и сабвуфера своими руками

Сделать своими руками самодельный акустический кроссовер, который используется в домашних колонках или сабвуферах, несложно. Конечно, для этого нужно иметь хоть какие-то навыки и прямые руки.

Зачем нужен кроссовер акустический в звуковой системе

Это электронное устройство собрано по типу фильтров и играет важную роль в акустике. И он предназначен для разделения сигнала, исходящего от источника, на несколько диапазонов рабочих частот с помощью используемых динамиков. Кроссовер в основном выполняет работу фильтра, отфильтровывая ненужные частоты, тем самым отфильтровывая весь аудиотракт.

Подключение кроссовера к колонке

Простым примером являются твитеры, называемые биперами. Так что, если бы в аудиоколонках не было установленных акустических кроссоверов, твитеры просто задушили бы весь спектр средних частот и особенно басы, которые проносились по ним. Понятно, что в данном случае о каком-то детальном воспроизведении звука говорить не приходится. Высокочастотные динамические преобразователи не могут воспроизводить частоты, отличные от высоких частот.

Какие бывают типы кроссоверов

Аудиокроссоверы — это специальные электронные устройства, входящие в состав акустических систем; они бывают активными и пассивными, двумя и тремя способами.

Положительные и отрицательные стороны пассивного частотного фильтра

Пассивный частотный фильтр фильтрует аудиосигналы с помощью встроенных резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности динамика. В конечном итоге эти электронные компоненты расходуют много полезной энергии на динамики. Это слабое место пассивных акустических кроссоверов.

Установка и подключение структуры частотного фильтра в динамиках обычно выполняется в точке, ближайшей к динамику.

Из этого следует, что при данной опции достаточно только одного усилителя мощности для получения качественного звука. Такая схема использования пассивного фильтра говорит о его положительной стороне в акустике.

В продаже акустические фильтры представлены в виде отдельных модулей и интегрированной акустики, рассчитанной в первую очередь на две или три полосы пропускания. К недостаткам таких пассивных электронных устройств можно отнести их неспособность выдерживать максимальную длительную нагрузку. В случае длительного использования пассивного кроссовера в режиме пиковых нагрузок это чревато его выходом из строя.

Активный акустический кроссовер, его плюсы и минусы

Во входной цепи усилителя мощности, то есть на его входе, установлен аудиокроссовер активного типа. По этой причине использование только одного усилителя, например, в цепи с пассивным фильтром, просто не сработает. Использование активного фильтрующего устройства в аудиосистеме означает предоставление каждому динамику отдельного тракта усиления сигнала, независимо от используемой частоты.

Активный кроссовер, в отличие от пассивного, имеет возможность правильно выбирать и точно настраивать частоту среза. В частности, именно эта функция в устройстве считается наиболее ценной с точки зрения создания качественного звука.

Выбор

Вопрос о построении АС был начат с изучения теории и сопутствующих материалов. Как и многие конструкторы моих акустических систем, передо мной встал вопрос выбора акустического оформления. Знания, информация, мнения стали накапливаться и систематизироваться, но ответ на вопрос о типе акустического оформления динамика оставался открытым. На тот момент моему партнеру стали доступны три широкополосные головки 75ГДШ3-1. На базе отдыха решили отказаться от двухкаскадных сабвуферов, которые эксплуатировались более 30 лет. У каждого было по два динамика. В одном из них динамик вышел из строя, поэтому было принято решение выбросить его. Прослушивание динамиков «на земле» подтвердило ожидание «отсутствия звука». Прослушивание его в штатном сабе рейтинга не изменило. Почти без энтузиазма я начал копаться в Интернете на предмет использования существующего типа динамиков в динамиках. Мы быстро нашли материалы от товарищей, которые уже построили колонки на основе этих колонок. Понравился вариант с трубкой Vojta «tekuvete» (tqwt) — прилагаю материал, авторство не установлено, см. Ссылку). Мне этот вариант понравился, в том числе, из-за «открытого дела», к которому уже возникли определенные симпатии. Зачем: Нет демпфирования динамиков или минимально необходимого. То есть динамическая головка не создает препятствий при работе, а это, как я понимаю, означает минимум условий для создания внешнего сопротивления и, как следствие, искажений. Также не меняется резонансная частота динамика в корпусе с трубкой. Это, в свою очередь, должно обеспечить воспроизведение более богатой басовой составляющей, лежащей в основе ритма, обеспечить объемное звучание и улучшить психоэмоциональное восприятие музыкальной программы. С внутренним сопротивлением (после прослушивания динамиков), боясь получить слабый результат и, тем не менее, надеюсь, купил три листа строительной фанеры толщиной 12мм, чтобы повторить в предлагаемом проекте материале. Доработка заключалась в использовании радиальных переходов в каждом углу (фанера гнулась впервые), установке арматуры в интерьере (с учетом размеров и толщины материала) и устройстве стены съемной жесткой сзади для удобства проработки ближайшего возможного демпфирования.

Технологию производства не даю. Ты тоже открываешься. Учитывая мой опыт работы с деревом, я считаю, что у любого мастера, который возьмется за изготовление такой конструкции, будут собственные технические требования к конструкции и производству. Специфика связана с условиями, навыками и инструментарием. Я привык работать с клеем без использования металлических креплений (кроме съемной задней панели). Это гарантирует отсутствие технологических рельсов, занимающих объем, дающих дополнительную геометрию звуковому каналу, что, с моей точки зрения — сертифицированная гидравлика — не подходит для движения звуковой волны по каналу. И задача, кстати, состоит в том, чтобы создать условия для его плавного и ламинарного движения (есть термин, обозначающий отсутствие водоворотов) по каналу. Это снижает вероятность появления ненужных гармоник для высококачественного звука.

Звук встроенного динамика меня сразу удивил. Мощные, яркие, красивые и не похожие на мои трехполосные с фазоинвертором (PHI) колонки английского бренда. Очень большой. Акцентировано на слове «отлично». Удивление усугубляется тем, что есть Англия, интеллект инженеров и масштабное производство, а вот и 35-летнее чудо в фанерном ящике. После того, как улегся первый всплеск эмоций, стало ясно, что одного динамика для этого динамика мало. Не хватает высокого и .. низкого. Бас низкий, красивый, с множеством нюансов (чего не слышно на PHI) и в то же время слабый. Таким звуком можно разговаривать с собой, но обратная сторона очевидна.

Сомневаясь в способности этого динамика воспроизводить басы в широкополосном динамике, он построил сужающийся лабиринт: линию передачи волн (TVL). Судя по отзывам в сети, это именно то, что нужно. Описываю без подробностей и аргументов в пользу этого решения. Я не даю советов и пристрастий к созданию ТВЛ. Все есть в Интернете. Эта конструкция сделана более технологичной: на ножках, без ниток. Стоит отметить, что динамик оказался более компактным по размеру. Вот такой раздел.

Многие авторы в сети отмечают важность правильных расчетов канала передачи волны, отсутствие принципиальных ошибок, сложность конструкции и необходимость ее точного повторения при изготовлении. При этом, кроме геометрии и правил выбора колонок, в их подходе собственно ничего нет. Когда я рисовал дизайн колонок с помощью TVL, меня сопровождало чувство глубокого понимания механики, но не акустики. Я все сделал верой. Ведь многие люди уже поделились своим практическим опытом, достижениями и фотографиями. Многие остались довольны полученным звуком. Это тяжелая тема.

Я снова взял строительную фанеру. На этот раз два листа с учетом остатков предыдущей версии. Сделано быстро и качественно. Следует подчеркнуть излишнюю жесткость таких конструкций даже при использовании фанеры толщиной 12 мм.

Так что впечатления от прослушивания очень хорошие. Минусы все те же. Если отсутствие высоких частот связано с дизайном динамика, то отсутствие низких частот — это вопрос корпуса. Надо сказать, что бас стал более выразительным и подчеркнутым. Это независимо заметили все участники судебного заседания. Сюрприз был в следующем. Изначально прослушивание производилось отдельно для каждого динамика. Хотелось пощупать его способности, сравнить с другим вариантом. Кроме того, в первом повторном эксперименте был получен только один столбец. Потом их соединили. Эффект был потрясающий. Это была не просто звуковая сцена, сцена. В первую очередь изменился сам звук. Его мощь, открытость, легкость поразили! Да, позже, слушая неравную пару динамиков, мне пришлось поднять высокие и низкие частоты усилителя. Но звук был не просто красивым. Он удержал, он привлек к себе. Любимые песни, казалось, слышали их впервые. Многие начали слышать оттенки низких и средних частот, которых никогда не было у английских напольных колонок. Друг его жены, который находился с ней в доме в соседней комнате, пробуя пару громкоговорителей разной громкости и стиля: камерная музыка, джаз, электроника, выход на улицу, сказал, что он был в филармонии или в концерт. Этот приговор не был деликатным по отношению к хозяевам, но похож на правду. Приятным сюрпризом стало распространение звука в соседние комнаты. Это будет важный момент при приеме гостей для создания легкого и ненавязчивого музыкального сопровождения одновременно в нескольких зонах. Техника стала включаться на каждом шагу. И, наконец, через три дня он полностью сдался и попросил будущего владельца отнести эту тестовую версию акустики к себе домой для прослушивания, пока не придет время изготовить ультрасовременную акустическую систему.

Суть была такая: если бы в магазине был выбор колонок, звук полученных колонок (не компенсированный вид, конечно) мне подошел бы идеально. О полученном звуке сказано скромно. Звук отличный. При воспроизведении через пару динамиков высоких частот почти достаточно. Это не песок, динамик его не воспроизводит. Но то, что он воспроизводит, уже удовлетворило наши потребности. Получившийся звук потряс, внутри что-то перевернулось, в горле появились комки. Без преувеличения. Была только одна «полоска»: басы на усилителе были максимальными. Впрочем, и владельцу колонки звук понравился. Позже было даже решено сделать финальную версию на основе TVL: преобладали размер и звучание баса.


Новые кроссоверы для Radiotehnika S-400M

После измерения импеданса динамиков я рассчитал параметры отсечки. Соответственно была полностью переделана схема. Вместо переменного сопротивления в регулировке уровня ВЧ и СЧ поставил небольшие четырехпозиционные переключатели, собрал мощные резисторы постоянного сопротивления.

Регулировка стала постепенной, можно сказать «грубой». Некоторым это может не понравиться, но это изменение никак не повлияет на звук. Четыре шага — достаточно, чтобы отрегулировать желаемое усиление, а точнее уменьшить на этих частотах. Меня это очень устраивает, так как я слушаю музыку, установив тон усилителя на «Ноль”.

Ниже представлена ​​схема моего «нового кроссовера» для моих С-400М.

новый кроссовер Radiotehnika-s400m
Схема моего нового кроссовера на Radiotehnika S-400m

Фильтр нижних частот настроен на 380 герц. Посчитал по программе, но сделал срез не 3дб, а примерно 1,5дб, чтобы срез не был таким «крутым». Было обнаружено, что она достигает почти 700 герц.

Среднечастотный диапазон сокращается с 600 до 3800 герц.

Высокочастотные твитеры звучат от 4 кГц. Заводской фильтр второго порядка, сам сделал — третьего порядка. И демпфер поставил, чтобы не было «помпажа» на максимуме (20 000 Гц). Потому что? Потому что по паспорту у этого твитера «горб» на 20 кГц. Мы можем сказать, как «цепочка Зобеля» вставляется в фильтр нижних частот, так вот. Согласно расчетам, пик «горба» должен был составлять около 30 кГц и должен был немного «приглушить» его. В общем — эту частоту не слышно, но как рекомендовал «гуру» — устанавливает! Так и сделал, думаю, хуже не станет.

 

Оцените статью
Блог для радиолюбителей